Это моя самая разношерстная подборка. Про американских индейцев, особенности акушерства в пятьдесятые годы в Лондоне, жизнь в ЮАР, прекрасная биография Ван Гога, бытовой роман французской жизни и история создателя Silk Road, «амазона», продающего наркотики в закрытом браузере Tor.

1.American Kingpin, Nick Bilton

Такие книги хочется читать чаще. Трудно поверить, что сюжет основан на реальных событиях — последние сто страниц я вообще не вставала с дивана, пока не узнала концовку. В 2011 году американец Росс Ульбрихт основал маркетплейс для продажи наркотиков, следующие два года ФБР, полиция и налоговая Штатов пытаются его поймать, в то время как состояние Росса увеличивается до 30 миллионов долларов. Ну и самое счастье, конечно, в той незначительной ошибки, по которой его нашли.

Internal Revenue Service. This was one of those rare government buildings in which someone who uses a calculator for a living can wield more power than a person who carries a gun.

2. Born in Crime, Trevor Noah

Тревор известный американский comedian и ведущий The Daily Show, не привычного для России американского формата новостей в комедийном стиле. Тревор рассказывает о своем детстве в ЮАР во времена апартеиды, расовой сегрегации (к своему стыду не знала ничего). Кроме раздельного жилья, транспорта и медицины, существовал запрет на браки между белыми и темнокожими. Тревор был рожден от темнокожей матери и белого отца, которые никогда официально не регистрировали отношения и по понятым причинам не жили вместе. Книга, как и шоу, с отличным юмором и глубоким смыслом, как идеальный образовательный курс, во время которого не перестаешь получать удовольствие, а заканчиваешь с новыми знаниями.

“Do you know why I pulled you over?” “Because you’re a policeman and I’m a black person?” “That’s correct. License and registration, please”.


When you strike a woman, you strike a rock. As a nation, we recognized the power of women, but in the home they were expected to submit and obey.

3. Swing Time, Zadie Smith

Зади пишет так, как будто и не думает понравиться читателю. Главная героиня медленно перебирает страницы своей жизни, непредсказуемо останавливаясь на каких-то моментах. Здесь много про родителей (которые, конечно же, недолюбили), про зависть, классовую борьбу и британское консервативное общество, но главным образом про детскую дружбу, которая хоть и не трансформируется во взрослую, но согласно названию раскачивает всю жизнь.

4. Call the Midwife, Jennifer Worth («Вызовите акушерку», Дженнифер Уорф)

Лондон, пятьдесятые года, главная героиня работает акушеркой, ездит на велосипеде между без конца беременными женщинами, принимает роды при свете керосиновой лампы, носит на плече тяжелую кожаную сумку с незамысловатым набором инструментов и не стесняется подробностей гигиены и взаимоотношений тех времен. Дженифер, автор, работала медсестрой и акушеркой, поэтому это не только мемуары, но и честная попытка исправить несправедливость, по которой работа акушерок остается в тени.

5. Lust for Life, Irving Stone («Жажда жизни», Ирвинг Стоун)

Супер затягивающая история жизни Ван Гога. Стоит помнить, что это не мемуары и даже не воспоминания современника, а просто качественно написанная биография. Постоянный поиск себя, самокритика и неспособность зарабатывать своим творчеством — поэтому, наверное, так трогает творческих читателей.

Artists thrive on pain; if you're hungry, discouraged and wretched, be grateful. God is being good to you!


I cannot draw a human figure if I don't know the order of his bones, muscles or tendons. Same is that I cannot draw a human face if I don't know what's going on his mind and heart. In order to paint life one must understand not only anatomy, but what people feel and think about the world they live in. The painter who knows his own craft and nothing else will turn out to be a very superficial artist.

6. Two by Two, Nicholas Sparks

Одна из тех книг, что каждый сезон становится моим guilty pleasure. Легко читающая и от того рекомендуемая для первого романа на английском. Главный герой, муж и отец, уходит со стабильный работы, открывает свое рекламное агенство, на фоне финансовых проблем теряет жену, воспитывает дочь, встречает новую любовь — роман с не особо хитрым сюжетом, но отчего-то попавший в топы New York Times и похожий на энциклопедию американской семейной жизни.

7. The Corrections, Jonathan Franzen («Поправки», Джонатан Франзен)

Франзен крутой и большой, поэтому его версия американской семьи кажется куда сильнее и глубже. История обычной семьи с Мидвеста с тремя взрослыми детьми совершенно разных взглядов, объединяет которых разве что неодобрение родителей. За что я люблю Франзена, так за полные образы каждого, даже второстепенного героя, отчего его книги похожи на антропологическое исследование.

The very definition of mental 'health' is the ability to participate in the consumer economy. When you buy into therapy, you're buying into buying. And I'm saying that I personally am losing the battle with a commercialized, medicalized, totalitarian modernity right this instant.

8. My brilliant Friend, The story of the lost child, Elena Ferrante («Моя гениальная подруга», «История потерянного дитя», Элена Ферранте)

Эта серия книг о дружбе двух девочек, живущих в бедном квартале Неаполя. Я незаметно для себя прочитала только первую и последнюю часть, о чем, пожалуй, не очень жалею — я даже у Ремарка более двух произведений подряд читать не могу. Мне безумно понравилось описание быта и нравов итальянцев: отношение к еде, одежде, работе и образованию. Ну и конечно, здесь много любви — это какая-то обратно пропорциональная зависимость, американские романы мне кажутся очень глубокими и умными, а вот любви и чувств в них мало.

9. У войны не женское лицо, Светлана Алексиевич

Хочешь почитать что-то на русском, получаешь вот такую тяжелую историю. Я заинтересовалась Алексиевич после Нобелевской премии. На мой взгляд это очень важный сборник воспоминаний прошедших войну женщин — нужно и важно отрефлексировать пережитое. Вся книга на очень высокой ноте, очень эмоциональна. Мне не хватило сухих фактов, анализа и какой-то логической канвы в повествовании, но я понимаю, что писательница ставила перед собой другую задачу.

10. Dragon Teeth, Michael Crichton

Команда Йельских студентов и профессоров (белых и богатых) отправляется на дикий в те времена запад в поисках костей динозавров. Хороший исторический фикшн от автора «Юрского периода», но более правдоподобный, хотя и не менее зрелищный. Книга была написана в 1974 году, а опубликована только в 2017. В основе романа лежит реальная история борьбы между двумя палеонтологами, профессорами Маршем и Коупом. В свое время они так ожесточенно соревновались в добычи костей, что даже заслужили страницу в википедии.

11. No middle name, Lee Child

Я решила выйти за рамки комфортного и вместо длинной истории прочитала сборник коротких рассказов, пожалуй впервые после школьного Чехова. Эта серия похожа на заметки современного Шерлок Холмса, увлекательно и опять же с приличной долей любопытных подробностей американской системы. Очень тонко, очень умно, за одной цитатой может быть целый мир и десяток статей, чтобы понять до конца.

So two B-grade oligarchs had a beef, and one was protecting his kid with drivers and bodyguards, and the other was sending guys around the world to snatch her. Then would come ransom, and extortion, and demands, and fortunes would change hands, or uranium leases, or oil rights, or coal or gas. Business, Moscow style.

12. Немного солнца в холодной воде, Франсуаза Саган

Что еще читать в Париже, если не чувственный роман про депрессию уже не юного парижанина, которую он удачно лечит очередной влюбленностью (ха-ха). Я бесконечно люблю французскую чувственность и, кажется, после каждой книги виню себя в черствости.

Запивать шампанским сосиски с тушеной капустой – сущий идиотизм, но они выпили шампанского.


Скажите, а вы боитесь грозы? Она рассмеялась. Грозы? Да вы шутите! Налогов – вот чего мы боимся.