Прошлый год можно назвать годом Украины вперемешку со Штатами — два раза Нью-Йорк, Киев, Одесса и на Новый год Львов.
Мой пост про Одессу разместил у себя одесский городской портал, после чего я ждала у своих дверей рассерженных горожан с местью за язвительность и сарказм. Но — и тут я поняла, что совсем не знаю украинцев, — мне стали писать прекрасные люди, в том числе и одесситы, с благодарностями и словами, как по-настоящему, по-доброму я все описала. Публично московским чучелом я была названа лишь раз.
В поезде во Львов я еще раз убедилась, что даже не представляю себе потенциал этого народа. Соседи — колоритные украинские дамы.
— А вы до куда едете?
— До Львова, до конечной, — отвечает Артур.
— А мы вот хотим дальше.
— ???? А как это возможно.
— А вот так, щас пойдем договариваться.
На этом я пожелала друзьями в фейсбуке безграничных возможностей и приготовилась очередной раз встречать Новый год в поезде.
Львов абсолютно европейский по архитектуре — типичное центровое строение города с брусчаткой, кривыми узкими улицами и зелеными шпилями церквей. То, что это не Париж или Прага, выдают щели в асфальте, сумбурно раскиданные урны, старики, к которым через дефис можно приписать нищету, мужчины в спортивных штанах, дети, под десятью шарфами спрятанные от сквозняков — только в России и на постсоветском пространстве в плюс пять детей заворачивают в пуховые одеяла и укутывают шалями.
Но в целом город более органичный, чем, к примеру, Киев или Москва, и от этого приятный и теплый: исторический центр не застроен стеклянными бизнес-центрами и советским громоздким нелепием, много милых деталей, вроде старых надписей под слоями штукатурок, фонарей, кованных ворот и необычных дверей.
Сохранились старые телефоные кабинки.
Большинство улиц в старом городе закрыты для машин, часть вообще пешеходная.
Улицы с движением заражены знакомой Москве проблемой — паркуются везде, куда можно заехать, пешеходов иногда спасают столбиками и заборами.
Кусочками Львов похож на Париж.
Местами архитектурное разнообразие отсылает к Голландии.
«А давайте поставим уродские зеленые заборы, чтобы никто не подумал, что этот дом похож на лондонский?! — Да, и еще вставим белые стеклопакеты».
Как и в российских городах, во Львове полезно задирать камеру к небу, оставляя изуродованные вывесками и бездарной рекламой фасады за кадром.
В старом городе ситуация другая: там рестораны и магазины не только вешают отличные вывески, но и выходят с оформлением на улицу, украшая фасады и тротуары.
Львов — город идейных ресторанов и кафе, обед в Одессе — это вкусно и уютно, обед во Львове — это целый экспиеренс, где еда отходит на второй план. За три дня мы обошли постыдное для женской талии количество ресторанов.
Мы были в кофейне, где по замыслу кофейные зерна добывают в шахте, а в подвале есть целые лабиринты, по котором можно передвигаться в каске. В «Мясе и справедливости» на входе нас встречал палач, а в зале стояла клетка, за ужином можно «приковаться» наручниками к стулу :) В еврейском ресторане в меню нет цен и вместо счета нужно торговаться — пожаловались на отсутствие вегатарианского меню, подарили вымашленной тете Розе лак для ногтей и сторговались с 700 гривен до 250. В ресторане «Почта» официанты одеты в костюмы почтовых служащих, в туалете крутят популярные на ютьюбе ролики, как почта России кидается посылками, а счет приносят в деревянной бандероли.
Львовская мастерская шоколада сооружает на своем фасаде странную систему труб, по которым обещает разливать шоколад. А вообще у них ужасный кофе и очень вкусные сладости.
Можно купить на развес.
В «Крыивке», сделанной под тайное убежище УПА, главный враг — москаль, не житель Москвы, как думают многие, а русский, что пошло со времен, когда было государство Московия. На входе встречают с автоматом и спрашивают пароль, за оплошность вроде пельменей вместо вареников бандеровцы сажают в карцер. По вечерам включается сирена и официанты разыскивают москалей (что с ними делают дальше, рассказывать не буду). Место колоритное и интересное, советую идти не в праздники и выходные, когда народу так много, что антураж теряется. Надо отметить, что еда простая, дешевая и достаточно вкусная.
Еще есть одно секретное масоннское место, где дверь без вывески и надписей неохотно открывает мужчина в халате и спрашивает зачем пришли. За маленькой прихожей оказывается большой ресторан с аристократичным интерьером.
В «Доме Легенд» на фасаде есть дракон, который пылает огнем каждый день в 21.23, на крыше стоит машина и труба, в которую можно залезть, как трубочист, а сам ресторан состоит из множества комнат со своими историями и официантами карликами в купе с низкими потолками.
В баре «Левый берег» по вечерам играет живая музыка, официанты ходят в театральных костюмах, на стенах висят старые афиши, а под ногами течет река.
«Львовские пляцки» понравятся всем любителям штруделей и сырников, легенда места — огромные кастрюли с вкуснейшими соусами, которыми можно безлимитно поливать сырники, штрудели и друг друга.
Все эти концептуальные рестораны принадлежат одному холдингу эмоций Fest, креативным ребятам из Львова, которые придумали сеть разных удивительных заведений.
Место из разряда must visit — музей аптеки. Сохранились старинные машины для изготовления таблеток, ступы, весы и разнообразные бутылки. У музея несколько подвальных помещений, а наверху, несмотря на толпы туристов и интерьеры из фильмов, работает обычная аптека.
Как и в Одессе, я пыталась зайти в каждые открытые двери.
Наполовину застроенные двери завидуют своим бирюзовым братьям.
Львов — город лестниц, дома в старой части пяти-шести этажные, с узкими лестницами, в некоторых ресторанах даже висят светофоры, загорается зеленый — поднимаешься, а люди наверху тем временем стоят на красный и ждут своей очереди.
В некоторых жилых домах сохранились красивые перила и орнаменты.
Где-то с подъездами обошлись сурово и закрасили зеленой краской.
Давно обращала внимание на эти отверстия в ступенях и не знала их предназначения. Оказывается, раньше здесь лежали ковровые дорожки и в отверстия вставлялись фиксаторы.
Мне очень понравились окрестности площади Старого рынка. В старом городе магазины и кафе буквально друг на друге, поэтому переходя улицу Ивана Гонта просто оказываешься в другом мире: живописные улицы Львова здесь спокойны и прекрасны, можно заходить в любой подъезд (кодовых замков здесь почти нет) и гладить всех бродячих кошек.
Этот дворик просто памятник чей-то ностальгии по Советскому союзу.
К советской коллекции это вряд ли относится, но табличка очень красивая.
Напротив еще одно странное место — дворик с детскими игрушками.
Зрелище не для слабонервных: среди милых предметов можно увидеть грязного плюшевого медведя или куклу без рук, настоящие декорации к триллеру.
Этот кадр я сделала недалеко от вокзала. Здесь в самую пору «Список Шиндлера» снимать.
Небольшое summary по Львову
- Аптека-музей
- Рестораны и кафе: «Крыивка», «Дом легенд», еврейский ресторан «Под золотой розой», «Почта», «Львовские Пляцки», «Львовская мастерская шоколада», «Левый берег», «Мясо и Справедливость», «Массоны»
- Советский дворик, ул. Князя Льва, 2
- Двор с коллекцией игрушек, Князя Льва, 3
- Район площади старого рынка
- Улица с несколькими названиями, Архивная (между улицами Братьев Рогатинцев и Валовой)
- Магазин одежды «Sisters» — около кассы рейл с отличными платьями украинских дизайнеров
- «Высокий замок» без замка
- «Коммуна» — аналог нашего «Циферблата»
После Львова мы на день заехали в Киев и, конечно же, прогулялись по Майдану. Пожалуй, лагеря на главной площади страны я еще не видела. «Революционный» суп, буржуйки, костры, гитары — в контексте моего детства это могло бы быть обычной семейной вылазкой на природу.
И на последок лук на фоне революции.
Не буду комментировать Майдан, но теперь я знаю, что поехать дальше конечной станции возможно, если захотеть и договориться. Или потребовать.